Что нового?

Обзор Обзор XCOM: Enemy Unknown

X-Сom, как много в этом слове… Скорее всего, игрокам, которые начали свой путь в 2000, оно не говорит ничего, но для тех, кто играл уже раньше, оно говорит о многом. Некогда это была одна из самых успешных серий и миллионы во всём мире сохли и любили её. В ней мы были первой и последней линий обороны земли от злосчастных инопланетян. Если Х-Сом не справится, Земля падёт, на наши плечи взваливается ответственность за жизни населения всей планеты.
*Данный обзор создан для Стим Куратора, подпишись!
Сможем ли мы быстро и жестоко ответить на агрессию пришельцев, или же это дастся нам ценой жизни сотен бойцов, или же мы вообще не выстоим под напором противника - всё это находилось в наших руках.

Сейчас стало крайне популярно возрождать старые серии - Х-Сом вернулся, чтобы снова спасти Землю от инопланетян.

Встречайте, XCOM: Enemy Unknown!

Для начала стоит рассказать о том, кто занимался реконструкцией серии - это незабвенные Firaxis Games, создатели великолепных стратегий Civilization. Лучшего кандидата на возрождение пошаговой стратегии не найти.

XCOM: Enemy Unknown стоит на 3 постаментах:
  • тактические бои,
  • строительство и развитие базы,
  • дипломатия.
Начнём с интересного - боёв.

Все, кто знают, что такое пошаговые сражения, уже в курсе львиной доли механики боя в Х-Сом. Наш отряд высаживается и тут начинается веселье. Как и раньше, у каждой стороны есть по ходу за определенное время, за которое нужно тактически верно расставить бойцов в соответствии с их специальностью, местностью и степени защиты, которую дают укрытия. Поставили всех, куда надо? Все в максимально защищенных укрытиях?

Молодцы, а теперь готовьте гробы, ибо, даже если вы всех солдат посадите в бункеры, вся ваша гениальная тактическая схема рухнет под натиском одной верно брошенной гранаты пришельцев. Они сильнее и куда более технически развиты, чем мы. Одна граната и все ваши укрытия снесены подчистую. Бойцы на открытой местности? Их расстрелять проще простого.
Карта действий

Поэтому не удивляйтесь, когда обнаружите, что из 4 солдат, которых вы послали на миссию, еле живым вернулся только 1 (кстати, количество бойцов потом можно будет увеличить до 6).
Все 6 оперативников в сборе

На бой влияет многое. Одно из важнейших - вооружение, очень атмосферно смотрится, когда вы с какими-то свинцемётами лезете на огромного пришельца, вооруженного плазменной пушкой, разносящей ваших паникующих бойцов как щенков.

Пришельцы обгоняют нас по технологиям на несколько столетий, к тому же у них есть псионические способности, которые крайне эффективны. Инопланетяне могут просто наслать панику, тогда ваши бойцы разбегутся под углам и пропустят ход, за, который их скорее всего похоронят.

Либо вообще взять под контроль одного из ваших и заставить его воевать на стороне пришельце, что совсем не качественно скажется на боевом духе наших бойцов.

Да, тут есть такой параметр, как паника. Тоже сделано всё на высшем уровне, разница между закаленным в боях Капитаном и сопливым новичком видна невооруженным глазом.

Если умрёт кто-то из команды, новобранцы мгновенно впадут в панику, скорее всего, откроют огонь по своим и убегут в укрытия рыдать. В то время как ваш Капитан, непоколебимо оставшись на своём месте, чтобы дать бой и не провалить операцию, глазом не моргнет, ибо уже не раз видел, как его товарищи погибали под вражеским огнём.
Кажется приближается конец

В X-Com ваши оперативники не безликие шлемы - это люди. В казармах вы можете по-своему их переименовать, кастомизировать и, конечно, раздать оружие и экипировку. Вот неизвестно, как так выходит, но из той первой 4-ки бойцов, что вам дали, до середины игры, скорее всего, доживёт только один.

Его вы будете ценить больше всего, ему будете в первую очередь давать самое совершено оборудование и броню, именно его станете ценить больше всех остальных, ибо он первых и единственный, самый лучший ваш оперативник. Он именно тот, кто может изменить ход битвы на корню, переломив ключевой момент и выполнив самоубийственное задание.

Если же боец погиб, это будет не обычная строчка в отчёте задания, его фото будет помещено на стену. Называется она Мемориал, там весят фотографии все погибших бойцов и выпита не одна рюмка за их упокоение.

Если изначально она стерильно чистая, то к концу игры стена будет до последнего краешка завешана фотографиями тех, кто ушел и не вернулся, а столик перед ними будет ломиться от количества выпитых рюмок.
Мемориал памяти павшим

Бойцы во время задания также могут быть ранены, что заставит их некоторое время полежать в госпитале. Это может быть как лёгкое ранение и через 3 игровых дня боец снова на ногах, так и крайне серьезное , что выведет солдата из строя на месяц. Но теперь о специальностях, всего их 4 (плюс можно развить в бойцах псионические способности).

Это штурмовик, они первыми бросаются на врага с дробовиками наперевес и последними выходят из боя, они косяк вашей атаки, самые крутые и злые оперативники.

Поддержка - уже двойной класс, его вы можете развить либо в медика, который будет лечить ваших бойцов и спасать жизни тех, кто был критически ранен, либо сделать его огневой поддержкой, в этом случае он обеспечит прикрытие остальным.

Тяжелая пехота, они же пулемётчики, ваши мастера разломать всё к чертям, их первая способность - это возможность выстрелить из РПГ, крайне эффективна против групп противников или когда вы захотите сделать себе лишнюю дверь в соседнее помещение.

Конечно, куда без них, снайперы - это смертельно опасные бойцов, особенно если они соответствующе вооружены, могут повернуть ход битвы вспять, убив, например, самого сильного противника, не дав ему нанести удар.

Конечно, есть вероятности, чем дальше вы от врага и чем у вашего бойца меньшее звание, тем меньше у него шансов попасть по врагу и тем олее нанести критический удар.
Шанс попадания 100%

В Х-Сom есть дерево прокачки, оно тоже со своими завитушками. Все бойцы начинают на ранге Новобранец (в школе офицеров можно сделать так, чтобы все изначально были рядовыми) и позже прокачиваются посредством участия в операциях и уничтожения пришельцев. Вот так постепенно мы их ведём от Новобранца до Полковника.

На каждом новом звании вам дают выбрать из 2 навыков, которые развивают вашего бойца в определенном направлении.

Как с уже ранее названым классом поддержки, вы можете развить его либо в медика, либо в огневую поддержку.

У остальных схожая ситуация, вы можете прокачивать их либо в более позиционных бойцов, не отличающихся мобильностью, но, которые спокойно из укрытия разносят врагов как щенков, либо сделать мобильных солдат на фронте. Лучший вариант - конечно, смесь.
Ветка талантов

Наконец о пришельцах, их много… нет, их чертовски много! Обычно на уровне их как минимум в два раза больше, чем оперативников Х-Сом. Они самые разные, от слабеньких, но владеющих ментальной силой, сектойдов до огромных боевых роботов и берсеркеров, которые в ближнем бою в пыль разнесут ваших бойцов.

Даже когда вы выигрываете по ходу сражения, вы можете спокойно еще успеть проиграть, ибо на поле боя может объявиться берсерк, который убьет вашего Капитана.

Остальные, может быть, добьют пришельцы, но даже при таком раскладе битва будет проиграна, ибо найти замену вашему лидеру, которого вы с таким трудом провели через десятки операций, будет невозможно.

Но вернемся к инопланетянам, они исключительно опасны, особенно некоторые виды типа таракана-переростка, он невероятно мобилен и убивает любого вашего бойца с 1 удара.

Но это не всё, после смерти павшие солдаты превратятся в зомби и пойдут убивать тех, кого минуту назад называли напарниками.
Зомби, ход пришельцев

Летуны, больные гады, могу приземлиться прямо у вас за спиной и разнести всё к чертям. Мутоны, огромные живые танки, попросту шкафы, стреляют метко и больно, без гранат вы с такими не справитесь. И множество других, вплоть до огромных шагающих роботов, вооруженных таким запасом оружия и взрывчатки, что без правильной тактики и желательно убийства с одного удара всей команды, вы с ними не справитесь, и наверняка он разнесет вашу команду.

Строительство и развитие базы

Имеется несколько типов заданий. Есть обычная зачистка, приди и убей всех. Спасение мирного населения, когда нужно убить всех врагов и сохранить жизни как можно большему количеству гражданских.

Обезвреживание бомбы, когда на уровне заложена взрывчатка, нужно за определенное количество ходов её обезвредить (количество ходов до взрыва можно увеличить, отключая детонаторы).

Еще сохранили мини-игру со сбитием НЛО, вы можете как сбить его, где отряд спецназа на земле его зачистит, так и упустить из-за того, что у вашего перехватчика ужасное вооружение или его вообще собьют - так что всё зависит от вас.

Следующий аспект - Штаб-квартира Х-Сом. Вот она, святая святых - наш штаб. Для начала нужно выбрать континент, на котором будет расположена ваша база. Расположить её можно в Африке, Северной Америке, Европе, Азии и Южной Америке.

У каждого континента есть свои бонусы, например, база в Африке получает на 30% больше финансирования, а на базе в США стоимость всего летающего оборудования снижается на 50%.
Штаб-квартира

Выбрали континент? Вперед, база ждёт. По прибытии, нас ожидают несколько персонажей - это центральный офицер Бледфорд и доктор Вален. Бледфорд такой типичный офицер связи, раздаёт всем информацию и выполняет роль нашего заместителя.

Несмотря на это, он достаточно запоминающийся и харизматичный персонаж. Доктор Вален, это наш Глава Научного отдела, у неё между прочим очень приятный французский акцент, который, к сожалению, в русской версии не сохранили.

Доктор постоянно требует, чтобы наши бойцы на задании поменьше взрывали и захватывали пришельцев живьём, ибо так лучше для науки, совершенно не задумываясь, что солдаты могут погибнуть, если всё это не сработает.
Доктор Вален

У нас есть Центр Управление, куда стекается вся информация и где весит огромный голографический шарик нашей планеты. Там мы нажимаем Сканирование и всё, понеслось. Дни пролетают за секунды, пока идёт сканирование зон, за которыми следят спутники. При обнаружении чего-то необычного, нам об этом сообщают.

Однако снова о нашей базе. О да, мы же секретная организация, естественно, база у нас подземная. Изначально у нас есть Казармы, где мы редактируем наших оперативников, раздаём им вооружение, тут же располагается Мемориал, а также тут нанимаем рекрутов.

Также Лаборатория, где мы проводим исследования и вскрытия инопланетян. И, конечно, инженерный отдел, где мастера собирают всё то, что напридумывали в исследовательской лаборатории.

Там же в инженерном отсеке мы можем заказать постройку новых частей вашей базы и вырыть места для них. Вот где начинается всё самое интересное, строить нужно много, ведь все сооружения важны, но всё упирается в бюджет , о нём чуть позже.

Для начала у вашей базы есть 5 уровней, первый занят всеми основными постройками (теми же казармами), а вот остальные вам нужно разрабатывать. Для начала всему нужна энергия, если её будет недостаточно, мы не сможем построить что-либо, ибо все помещения в зависимости от назначения требуют либо очень много, либо очень мало энергии.
Лаборатория

Также в некоторых местах базы есть пещеры с паром, на них можно построить термогенератор, который вырабатывает гораздо больше энергии, чем обычный генератор, но стоит дороже и его обслуживание тоже обходится в приличную сумму.

Разобрались с энергией, а теперь приступим к постройкам и обнаружим, что строить не на что. Строительство обходится дорого, но оно необходимо. Денег вечно не хватает и всё время приходился ломать голову, что же делать: обзавестись ещё одним комплексом лабораторий или нанять пару солдат.

А финансирование важная штука, без денег невозможно чуть более, чем всё. Самолёты требуют топлива, помещения персонала и обслуживания, а люди хотят зарплаты. Куда не плюнь, всюду все хотят денег, это одновременно очень сложно и интересно правильно распределить приоритеты.
Самолет

Надо делать всё с умом, чтобы, в конце концов, не остаться с 10 лабораториями и кучкой учёных, с пустыми и стерильными казармами, ибо все бойцы уже умерли и воевать некому.

В очередной раз о базе, да, она хочет энергии и это факт. Хочет много, но, к счастью, если расположить одинаковые помещения напротив друг друга, то они дадут дополнительный бонус к производству.

К сожалению, пропала возможность построить несколько баз, у вас она будет одна, что очень печально, ведь в оригинале можно было сделать одну основную базу и несколько узкоспециализированных, например, исследовательскую, где будут одни лаборатории для более быстрого изучения. Исследования остались и вышли даже на новый уровень.

Как и раньше, скорость работы исследовательского отдела зависит от количества лабораторий и учёных. Но - важно! - пропала возможность нанимать учёных и инженеров, их дают только в награду за выполнение миссий, что является несколько нечестным.

Нельзя больше выделить персонал на несколько разных проектов, теперь мы можем исследовать только один единственный.

Также есть литейный цех, в котором вы можете улучшить какие-либо из ваших разработок. Со временем вы построите изолятор, в котором можно наблюдать и проводить допросы пришельцев - выглядит очень круто.
Литейный цех

Верно говорили разработчики, что мы строим базу не для нас, а для её сотрудников. Штаб полон жизни, но и не настолько сильно, как хотелось. Люди занимаются своими делами, солдаты сидят в казармах, кто-то на тренажерах, играют в бильярд, лечатся в госпитале - вообще изображаются активность.

Ели же они начнут умирать, то казармы заметно опустеют. Учёные играются с пробирками, а инженеры копаются в станках и что-то обсуждают, сидя на ящиках. Но если приглядеться, то все их движения достаточно статичны и не меняются, они всегда на одном месте, только модели солдат иногда различны, если им не повезло быть убитыми, но это уже придирки.

Немного о дипломатии

А теперь дипломатия, она тут тоже есть и заключается в следующих моментах. Вам постоянно приходят запросы на миссию и просьбы о помощи. Как правило, их от 2 до 4 сразу, вам предстоит решить, кому помочь. Если вы выберите миссию, то остальные закроются и в тех странах, которым вы не помогли, поднимется уровень паники и правительство данных государств будет хуже к вам относится, давая меньше денег.

Это будет продолжаться до тех пор, пока уровень паники в стране не дойдёт до такой точки, что правительство потеряет веру в проект и выйдет из Совета. Как только из него выйдут 7 государств, организацию Х-Сом закроют из-за того, что нам больше не будут верить.

Для того, чтобы уменьшить уровень паники в странах, нужно выполнять на их территории задания, ставить перехватчики, располагать спутники, за, которые вам будут давать дополнительные деньги и персонал.

В конце каждого месяца будет связь с советом, во время которой вам покажут статистику за этот срок, сколько заданий вы выполнили и НЛО сбили, а также вы увидите состояние всех стран и получите финансирование в виде денег и персонала.

Также дополнительным стимулом при выборе, кому помочь, являются награды. Каждая страна за выполнение операции на её территории выдает вам особое вознаграждение.
После завершения миссии указано также на какой территории проводились бои

Это могут быть дополнительные денежные средства, персонал, учёные или инженеры, или уже прокаченный до достаточно высокого звания солдат. Но часто, чтобы сохранить равновесие придется браться за задания в тех странах, в которых уровень паники более высокий, а, не рассматривая, что выгодней для нас.

Музыка великолепна, только для одного боя записали 10 разных треков, что говорить о других ситуациях. Звуки записаны отлично, всё звучит, как надо - звукорежиссеры не зря едят свой хлеб.

Локализацией занималась 1С и… это не кромешная тьма, всё выглядит более чем достойно, жить можно. Бойцы озвучены хорошо, паника смотрится отлично у них, но вот истинно серьезный голос Бредфорда и французский акцент доктора Вален 1С не стали переносить в русский дубляж. Совет таков, если вы знаете английский, ставьте английскую локализацию, тем более Steam за это не ругает. В противном же случае, играйте на русской версии, на ней тоже неплохо.

Графика радует глаз, анимация хороша, на вид всё выглядит пусть не совсем круто, но очень приятно.

Особенно радует камера, если умирает враг, или один из наших, или кто-то целится, или же бросает гранату, камера наводится на этого персонажа и показывает всё с крайне кинематографичного ракурса.

То же самое касается появления врагов и высадки нашего отделения.
Скриншот из игры
Полет корабля

Напоследок, о проблемах ИИ. Во многих стратегия разработчики предпочитаю дать ИИ читерские возможности, к сожалению, Х-Сом из их числа.

Враги всегда бьют метко с любого расстояния и постоянно наносят критический урон, а наши бойцы вечно паникуют. По крайней мере, пока не получат звание повыше.

Но иногда ИИ всё же удаётся провернуть действительно крутые и изощрённые тактические ходы. Так что играйте на высоком уровне сложности и как можно чаще сохраняйтесь, чтобы исправить читерскую ситуацию.

Мультиплеер, непонятно зачем он тут нужен, как пятое колесо у телеги. Это те же самые бои, что и в кампании, только игроки играют друг с другом, подбирают снаряжение, которое уже доступно в полном объеме, но в пределах 10 000 очков. Как только количество потраченных на обмундирование очков перевалит за эту сумму, играть уже будет нельзя, переделываем.

Сетевые битвы - это лишь удовольствие для тех, кто захочет сразиться в тактических талантах с живым человеком, а не кремниевыми мозгами.
Скриншот из игры

Реанимация удалась? Да, 100 раз да! Х-Сом образца 2012 года практически во всём обгоняет и превосходит своего прародителя.

Отличные битвы, интересный и многогранный геймплей, крутое строительство и развитие базы.

Великолепная атмосфера и сделанные со скрупулезностью и любовью детали. Всё это сделало своё дело.

В игре более 100 карт, поэтому вы не встретите за всю игру повторяющихся.

Изумительная кинематографичная камера. А еще игра закончится, когда вы захотите, а не когда время закончится.

Сюжет не будет продвигаться, пока вы не выполните основная задание, поэтому никаких таймеров - всё решает и делает игрок.

Стоит выделить ещё одно, игра чертовски сильно затягивает: сел выполнить одно задание, а уже выполнил три и достраиваешь новую оружейную - игра “ест” время нещадно.
Скриншот из игры

Великая серия, из недостатков стоит отметить невозможность постройки нескольких баз, чересчур читерский ИИ, а также потерю цикла смены дня и ночи на картах (время всегда статичное). Больше придраться не к чему.

Игра удовлетворит всех любителей стратегий и особенно тех, кто любит пошаговые игры, не говоря уже о фанатах серии. Чудовищный успех Х-Сом.

Данный обзор создан для Стим Куратора, подпишись!
 
Василий

Василий

Админ сайта
Вернуться к: Обзор игр
Сверху