Что нового?

Обзор Обзор Baldur’s Gate 3

Новая высокая планка для CRPG с приятными боями и отличным сценарием.

Введение​

Время от времени появляется игра, настолько запоминающаяся, захватывающая, свежая и хорошо написанная, что она устанавливает новую высокую планку для целого жанра.

Baldur’s Gate 3 стала подобным достижением для настольных ролевых игр, вдохновленных “swords and sorcery adventuring”, которые являются ее предшественниками CRPG, созданные BioWare, и именно они помогли популяризировать этот жанр десятилетия назад.

Larian Studios превратила этот уголок Забытых Королевств Dungeons & Dragons в прекрасный, детально проработанный мир, в котором слишком много полностью реализованных, мощно написанных и искусно озвученных персонажей.

Здесь предстоит сделать душераздирающий выбор, заключить союз, закрутить роман с медведем (тут можно прочитать Гайд - Гайд по роману с Халсином Baldur’s Gate 3 - Приятное сообщество LvL) и найти множество интересных и сложных пошаговых боевых столкновений. Я не просто получил удовольствие от 130 с лишним часов, проведенных в этом путешествии. Я влюбился.

Про Baldur’s Gate 3​

Про вдохновение​

Одна из проблем, с которой часто сталкиваются видеоигры, пытаясь адаптировать опыт настольной игры Dungeons & Dragons, заключается в том, что практически невозможно достичь той свободы и воображения, которые вы можете проявить при решении проблем, используя логику реального мира.
Скриншот игры Baldur's Gate 3.

В других ролевых играх уморительно смешно, когда у вас есть заклинание, способное разнести людоеда в пух и прах, но не способное противостоять мощи деревянных ворот.

И хотя сомнительно, что какая-либо игра когда-нибудь сравнится с ней по гибкости, Baldur’s Gate 3 - это большой шаг вперед по сравнению с тем, что мы могли сделать в Skyrim или Dragon Age.

Про механики​

Если что-то выглядит легковоспламеняющимся, вы, вероятно, сможете поджечь его с помощью огненного заклинания.
Если вы хотите сэкономить на отмычках, большинство дверей можно взломать достаточно большим топором.
Во многие секретные зоны, которые в других играх были бы отгорожены невидимыми стенами, можно попасть, карабкаясь и прыгая.

Я смог пропустить бой с огромным боссом, вызвав страшного зомби на соревнование по выпивке, и, благодаря достаточно высокому показателю способностей (прочитать про них можно тут Гайд - Гайд: Способности в Baldur’s Gate 3 - Приятное сообщество LvL), я заставил его напиться до смерти, пока я все еще жаждал продолжения.

Это мир, который редко скажет вам “нет”, если вы спросите, возможно ли что-то сделать.
Это мир, который редко скажет вам “нет”.

Про кооператив​

А в кооперативном режиме, как по сети, так и по co-op, вы можете пригласить до трех друзей с их собственными персонажами. Подробный гайд Как работает мультиплеер в Baldur’s Gate 3.

Я был впечатлен тем, насколько гладко и бесшовно это происходит: присоединиться к сессии или выйти из нее, независимо от того, на каком этапе кампании находятся ваши друзья, очень просто, и я ни разу не столкнулся с какими-либо серьезными проблемами со связью или другими заминками в онлайне - хотя я определенно видел сообщения о том, что другие люди сталкивались с этим.

Учитывая сложность Baldur’s Gate 3, это впечатляет.
А когда вы поймете, что один человек может отвлекать охранника разговорами, а другой - красть все, что не прибито за спиной, становится только интереснее и забавнее.

Про выбор​

В этом мире вас ждет огромная свобода выбора.

Редактор персонажей - один из лучших, что я видел за пределами MMO за долгое время. В нем представлено 29 различных подрас с уникальными способностями и моделями (если считать все различные цвета драконорожденных, по крайней мере).
Редактор персонажей Baldur's Gate 3
Редактор персонажей Baldur's Gate 3

У каждого из 12 классов есть как минимум три специализации, которые играют совершенно по-разному, а у магов и клириков выбор еще больше.

И я просто обожаю художественное оформление всех гуманоидов, врагов и даже нарядов. Я редко испытывал столько радости, глядя на прекрасного эльфийского рейнджера с огненными волосами, которого я создал за пределами Final Fantasy XIV. И дело не только в статичной модели.

Разнообразие выразительных лиц, которые каждый может сделать с высокой точностью, с учетом характеристик, потрясает воображение для игры такого типа, в которой сотни персонажей, а не небольшой основной состав, которым можно руководить, как в live-action постановке, например, в The Last of Us.
Здесь нет ни капли неправильного липсинга.

Про детали​

Невероятное внимание Larian к деталям также распространяется на дизайн и на написание локаций.

Примером тому может служить сам город Baldur’s Gate, полный жизни и впечатлений центр, который поразил меня до глубины души, несмотря на то, что мне потребовалось 90 часов, чтобы добраться до главного места событий.
Вход в город

Почти каждому жителю, которого вы там встретите, есть что сказать о разворачивающихся событиях, а любопытное исследование неизменно вознаграждается новой историей, новым лутом и новыми квестами.

Про озвувучку​

Просто поразительно, как много озвучки Larian впихнула в эти улицы и в саму игру в целом, и как хороша почти вся она.
Десятки случайных сплетников на углах улиц озвучены с таким же энтузиазмом и профессионализмом, как и основной актерский состав, и редко похожи друг на друга.

Я предполагаю, что многие из задействованных актеров должны быть ответственны за более чем одну из этих небольших ролей, но я не могу сказать об этом наверняка, просто вслушиваясь это немного заметно, как это было в некоторых районах Skyrim.

Про русскую озвучку​

На текущий момент известно, что существует машинный перевод, где роботизированный голос будет вести вас по сюжету.
Пример такой озвучки:
Если вам нравится такой вид перевода - скачать можно введя в поисковике - "Baldur's Gate 3 "Русификатор звука (Машинный закадр)" [v6.0] {Peter Rodgers}"
Дать прямую ссылку не получается т.к сайт где находится озвучка запретил встраивать ссылки на его сайт.
Также известно, что возможно за работу озвучки с помощью качественного ИИ возьмется Павел Деменьянов (RedpaX), автор озвучки Cyper Punk (об этом мы писали тут Игровые новости - Вышла самая лучшая русская озвучка Cyberpunk 2077: Призрачная свобода создана с помощью ИИ. Гайд по установке).

Пример его теста озвучки:
К сожалению, другие студии отказались от работы из-за большого кол-ва диалогов.

Про спутников​

Среди этого восхитительного актерского состава на первом месте стоят ваши спутники - пестрая команда многослойных, интересных и несовершенных персонажей, которые то растут, то регрессируют на протяжении всей кампании.

Веселый, нетерпеливый тифлинг Карлах, у которой вместо сердца, по сути, демоническая бомба, быстро стала моим лучшим другом.
тифлинг Карлах

У меня были романы с угрюмым клириком Сумеречным Сердцем, высокомерным волшебником Гейлом и да, со стоиком Халсином, который может превращаться в медведя-гризли, среди прочих существ.

Их еще много, и все они имеют проработанную предысторию и способность значительно расти и меняться.

Главные злодеи, прописаны не менее богато, со сложными мотивами и собственными индивидуальными чертами злодейства, которые привносят новые и новые угрозы в последнюю треть этого эпического приключения.

Про романтику​

Мне также очень понравился подход Larian к романтике.
Годы мемов из Mass Effect доказали, что практически невозможно сделать 3D-секс в видеоиграх, который был бы действительно… ну, сексуальным, и Baldur’s Gate 3 не изменила ситуацию.
Про романтику в Baldur's Gate 3

Мы просто еще не достигли этого, как общество. Вместо того чтобы пытаться сделать это и потерпеть неудачу, они вложили большую часть магии в чувственную игру слов, и большинство плотских встреч, в которых вы можете принять участие, либо действительно забавны (я имею в виду, все видели сцену с медведем, верно?), либо служат более широкой цели - рассказать вам что-то новое о вашем партнере, о том, как он видит мир и что он ценит, а не просто показать, что скрывается под его броней.
Про романтику в Baldur's Gate 3
Это гораздо лучше, чем показывать двух голых эльфов, неловко совокупляющихся под непреднамеренно смехотворную музыку, словно вы в шлеме и вас заставляют целоваться.

Про боевку​

Когда пришло время снова надеть одежду и бросить инициативу в бою, Baldur’s Gate 3 не переставала поражать меня тем, с какой тщательностью и продуманностью были продуманы ситуации, чтобы помучить меня.
Про боевку Baldur's Gate 3

Каждое из них как будто тщательно продумано, чтобы мне хотелось крикнуть Dungeon Master: “Ты подонок!”. И я имею в виду это в самом лучшем смысле.

В одном из боев телепортировались существа-импы, которые сковали членов моей группы, а затем развезли их по разным локациям, лишив возможности произносить заклинания и вынудив всех выживать самостоятельно.

Следующий бой может быть против жутких насекомообразных существ, которые заставляют всех буквально окаменеть от страха, так что мне пришлось искать способ победить, не имея возможности двигаться.

ИИ может быть хитрым и жестоким, особенно на высшем уровне сложности. Ни разу я не смог отступить от повторяющейся рутины. Вы либо думаете на ходу, либо умираете и перезагружаете свой последний quicksave.

Про обучение​

Кривая обучения несколько облегчается чистым и читаемым пользовательским интерфейсом, позволяющим нажимать T при наведении курсора на любое существо, предмет или ключевую фразу во всплывающей подсказке, чтобы получить дополнительную информацию.
Скриншот игры Baldur's Gate 3

Однако этому не способствует довольно неадекватный набор обучающих материалов, в котором многие знания о D&D воспринимаются как данность.

Я достаточно хорошо знаю 5-е издание, чтобы это не поставило меня в тупик, но я определенно вижу, как другие могли бы полностью пропустить некоторые критические концепции, например, как работают броски спасения, привязанные к определенным атрибутам, а Baldur’s Gate 3 не заботится о том, чтобы объяснить их в деталях.

Вы можете обойтись без некоторых из этих знаний, особенно на низких уровнях сложности, но освоить бои без них вам точно не удастся. Вам будет полезно прочитать “Руководство по советам боевой системы” перед началом игры, но Larian не должна ожидать, что каждый будет это делать и должна в идеале сама как-то вам подсказывать.

Про опыт​

Вашему персонажу и его спутникам также требуется некоторое время и опыт, чтобы стать эффективными убийцами, и первые четыре уровня могут показаться излишне жестокими из-за того, насколько уязвимы вы в начале игры.
Это в основном результат адаптации 5-й редакции D&D, и дизайнеры Larian не взяли на себя труд исправить эту давнюю проблему настольной игры.
Скриншот игры Baldur's Gate 3

Тем не менее, они часто дают вам способы уравнять шансы или избежать боя, если вы умны - вам будет полезно следить за окружением на предмет тяжелых предметов, висящих на разрушаемой нити над вашими врагами, или подготовиться к бою, найдя несколько изолированных охранников и перебросив их через перила, пока никто не смотрит.

Но как только моя группа получила пять уровней улучшений и несколько магических предметов, я с радостью прокладывал себе путь через бои, используя все имеющиеся в моем распоряжении универсальные способности и возможности окружающей среды.

Моя любимая обувь позволяла мне телепортироваться в любое место, которое я мог видеть, один раз в день (обычно это доступно только магическим классам), что было очень полезно, когда я ставил своего рейнджера в труднодоступных местах с прекрасным видом на поле боя.

Я расправился с некоторыми поздними боссами гораздо легче, чем если бы сражался с ними один на один, просто потому, что ничто не мешало мне подвести двух невидимых волшебников средь бела дня и ударить их по лицу “Дезинтегратом”, прежде чем они успеют понять, что происходит.

Про акты​

История охватывает три акта, на прохождение каждого из которых у меня ушло около 40 часов, причем я играл как одержимый фанатик и выполнял как можно больше побочных заданий.
Скриншот из игры Baldur's Gate 3

Каждый акт имеет очень своеобразную атмосферу и внешний вид, чему способствует вызывающий и живой саундтрек.

В первом акте в основном идиллическая дикая природа, во втором - жутковатая часть, а в третьем - плотные городские приключения.

Временами игра кажется немного затянутой, так как в первом акте мне пришлось искать несколько разных вариантов решения одной и той же проблемы, а во втором акте вопросов больше, чем ответов, вплоть до финальной серии противостояний.

Но благодаря открытию новых интересных мест, отличному написанию побочных квестов и неизменно веселым боевым столкновениям я никогда не терял мотивации.

Про любовь Larian​

Но самое удивительное не в том, насколько велика Baldur’s Gate 3.
Многое было сказано о ее масштабах, но я, честно говоря, не возражал бы, если бы она была вдвое длиннее.
Скриншот из игры Baldur's Gate 3

Нет, волшебство заключается в том, что почти ничего из этого не кажется заполнением, как бы далеко от основного квеста вы ни отклонялись.

Каждый случайный дом, в который я забредал, или побочный квест, который я брал, награждал меня запоминающимся, уникальным, созданным вручную ролевым опытом.

Даже случайная записка, найденная на теле бандита, может рассказать душераздирающую историю о его прошлом, что придает вес каждому решению сражаться и убивать, либо оставить все и убежать.

Про ощущения в актах​

И если в первых двух актах есть множество сложных решений, то те, которые мне пришлось сделать, прежде чем принять окончательный план действий в третьем акте, - это произведение дьявольского гения.
Окрестности Baldur's Gate 3
Окрестности Baldur's Gate 3

Если ничего не спойлерить, то осознание того, что к моменту прибытия в город мои враги были на много шагов впереди меня, было душераздирающим, но я все равно чувствовал себя воодушевленным благодаря оставшимся возможностям изменить свою судьбу и собрать действительно впечатляющую коалицию союзников.

Впечатляет, что в последнем отрезке игры я часто вспоминал о том, что сделал, и о персонажах, которых спас 80 часов назад, что связывало всю историю воедино и заставляло мир чувствовать себя еще более аутентичным.

Подача истории​

Это не история, в которой само собой разумеющееся, что вы герой!
Это история, которая действительно смотрит на вас в упор и требует, чтобы вы доказали это, если это действительно так.
Скриншот игры Baldur's Gate 3

В преддверии финала я был загнан в угол с десятком выходов, но каждый из них требовал от меня так или иначе поступиться тем, во что я верю.

Это поднимает напряжение и сюжет на новую высоту, что впечатляет, учитывая, насколько сильным он был до этого момента.
Были квесты, которые:
  • Заставили меня плакать,
  • квесты, которые заставили меня громко кричать “Что?!”,
  • квесты, от которых мне стало по-настоящему жутко.
А вариативность не только концовки, но и множества других небольших историй заставляет меня снова и снова играть в эту игру.
А это уже о многом говорит, если учесть, что Baldur’s Gate 3 была моей постоянной игрой в течение последних трех недель.
Вариации не только в концовке, но и во многих других небольших историях вызывают у меня желание сыграть в нее снова и снова.

Про забавные ходы в игре​

Полная цитата игрока
Игрок начал разговор с Шэдоухартом, затем переключил персонажей на Гейла и использовал свиток Полиморфа, чтобы превратить его в овцу. Игрок подумал, что это может быть умным способом начать бой, но никто в комнате не разозлился. Когда я снова переключился на Сердце Тени, Бальтазар все еще разговаривал с ней.

В этот момент мне стало любопытно, и я напал на других мобов в комнате. Они стали агрессивными, мы перешли в пошаговый режим полноценного боя, и мне удалось убить их всех, не нанеся урона овце Бальтазару. Он просто остался в этой форме с пометкой, что она будет применена еще на 4 хода. Обратный отсчет хода никогда не уменьшался. Особенно забавно было то, как он был спокойным, маленьким ягненком среди жестокой битвы вокруг него.
Овца Baldur's Gate 3

и в итоге получилась забавная ситуация:

Про ошибки​

Следует отметить, что в игре присутствуют некоторые легкие или умеренные ошибки - конечно, ничего такого, что остановило бы меня на месте, но достаточно, чтобы раздражать.
Про ошибки Baldur's Gate 3
Про ошибки Baldur's Gate 3

В третьем акте также были проблемы с производительностью, из-за которых мне пришлось снизить настройки, даже с RTX 4070ti.

Но мы уже видели, как многие из худших проблем были устранены четырьмя хотфиксами, вышедшими с момента запуска, и то, что осталось, кажется почти мелочью на фоне всего остального великолепия.
У такой сложной игры всегда будет своя доля ошибок, особенно на старте, и то, что я испытал, было более чем приемлемым компромиссом.

Вывод​

Я не хочу сказать, что все последующие CRPG должны стремиться к тому, чтобы быть похожими на Baldur’s Gate 3.

Не все должно быть таким масштабным и амбициозным, или даже таким насыщенным.
Но это знаковый момент в жанре, и если бы мне нужно было указать на один образец, на который я бы хотел, чтобы все, кто делает подобные игры, черпали вдохновение, то это абсолютно точно он.

Я 14 лет ждал, когда звезды снова сойдутся, чтобы мы смогли получить идеальное сочетание крутых, тактических, олдскульных ролевых боев, эпической и хорошо написанной истории со сложными персонажами и множеством значимых выборов, а также уровень полировки и кинематографичности, позволяющий увидеть пот и печаль на лицах персонажей в их самые мрачные часы.

Множество других игр частично дополнили этот список, но в последний раз все они собрались вместе в Dragon Age: Origins в 2009 году.

И наконец-то я могу сказать, что у этой игры и ее предшественников на движке Infinity Engine появился достойный преемник, который не просто соответствует их великолепию в жанре RPG, но и превосходит его.

Baldur’s Gate 3 - это практически все, о чем я мог мечтать.

Данный обзор создан для Стим Куратора, подпишись!
А также зарегистрируйся у нас на сайте, участвуй в обсуждениях, пиши свои обзоры и не пропускай новые материалы.
 
Последнее редактирование:
Василий

Василий

Админ сайта
Вернуться к: Обзор игр
Сверху